Система Англо-америк. Англо-америк. Система

Дидо, п. система, п. система, п. Дидо, п.

6 6,39 6 5,63

7 7,46 7 6,57

8 8,52 8 7,51

9 9,59 9 8,45

10 10,65 10 9,39

11 11,72 11 10, 33

12 12,78 12 11, 27

Размер шрифта

Кегль шрифта, Высота прописной

Пункты Дидо буквы, мм.

5 1,25

6 1.50

7 1,75

8 2,00

9 2,25

10 2,50

11 –

12 3,00

13 –

14 3,50

15 –

16 4,00

17 –

18 4.45

19 –

20 4,95

36 8,95

Технические редакторы и технологи в типографиях при разметке рукописи, верстке и спусков полос чаще всего указывают значения в единицах типометрии Дидо. Но в программах верстки метрическая система подчас удобнее. Можно перевести значение из системы Дидо в метрическую:

Перевод единиц системы Дидо в метрическую систему

Система Метрическая

Дидо система, мм

1 п. 0,376

2 п. 0,752

3 п. 1,128

4 п. 1,504

5 п. 1,880

6 п. 2,256

7 п. 2,632

8 п. 3,008

9 п. 3,384

10 п. 3,760

11 п. 4,136

12 п. 4,512

36 п. 13,536

48 п. 18,048

1 ¼ кв. 22,560

1 ½ кв. 27,072

1 ¾ кв. 31,584

2 кв. 36,096

2 ¼ кв. 40,680

2 ½ кв. 45,120

2 ¾ кв. 49,632

3 кв. 54,144

3 ¼ кв. 58,656

3 ½ кв. 63,168

3 ¾ кв. 67,680

4 кв. 72,192

4 ¼ кв. 76,704

4 ½ кв. 81,216

4 ¾ кв. 85,728

5 кв. 90,240

5 ¼ кв. 94,752

5 ½ кв. 99,264

5 ¾ кв. 103,776

6 кв. 108,288

6 ¼ кв. 112,800

6 ½ кв. 117,312

6 ¾ кв. 121,824

7 кв. 126,336

7 ¼ кв. 130,848

7 ½ кв. 135,360

7 ¾ кв. 139,872

8 кв. 144,384

8 ¼ кв. 148,896

8 ½ кв. 153,408

8 ¾ кв. 157,920

9 кв. 162,432

9 ¼ кв. 166,944

9 ½ кв. 171,456

9 ¾ кв. 175,968

10 кв. 180,480

При переводе значений в миллиметры такая точность, как в табл. размера шрифтов, необязательна.

Строкомер.Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, которую практи­ки называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от это­го инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор... Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам — тем, кто занимается макетированием. Она совме­щает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содер­жит основные величины, применяемые при оформлении печатной продук­ции, — нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчи­тать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому.Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт ти­пографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а если конкретнее, — букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д.

8.Шрифт – основа дизайна

Шрифт – комплект литер (букв), необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.

В полиграфии – одно из важнейших средств оформления любой печатной продукции.

В состав каждого шрифта входят литеры строчные, прописные, цифры и знаки. Капительные буквы – их размер соответствует строчным, а рисунок – прописным.

При ручном наборе использовались литеры, имевшие ножку, головку, очко, заплечики. Измерялись по следующим параметрам: рост литеры (расстояние от основания ножки до очка), кегль (расстояние между двумя гранями ножки по вертикали очка), толщина (расстояние между двумя боковыми гранями ножки), Кегль и толщина – величины переменные.

Существует сложившаяся терминология, позволяющая охарактеризовать каждый конкретный шрифт по всем его параметрам.

Гарнитура шрифта (Type family) – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Начертание (Type fase) – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной (light – ultra bold).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Понятие комплектности или комплект знаков (по другой терминологии – полиграфический алфавит) определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Исторические названия размеров шрифтов:

Бриллиант – 3 п.,

Диамант – 4 п.,

Перл – 5 п.,

Нонпарель – 6 п.,

Миньон – 7 п.,

Петит – 8 п.,

Боргес – 9 п.,

Корпус – 10 п.,

Цицеро – 12 п.,

Миттель – 14 п.,

Терция – 16 п.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности: кегль шрифта может быть 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

В газетной практике есть такое понятие, как «шрифтовое расписание». Это значит, что, выбрав шрифты, их необходимо закрепить за всеми элементами заголовочного комплекса. В целом шрифтовое расписание предусматривает не только шрифт и его начертания, но и кегль, а также то, какими буквами – прописными или строчными – набирается тот или иной элемент заголовочного комплекса.

Одногарнитурное оформление – набор всей газеты шрифтом одной гарнитуры с использованием разного начертания и написания. При малогарнитурном или многогарнитурном подходах используются несколько гарнитур, но все равно при этом одна гарнитура – основная.

Оптимальным считается вариант, когда рисунки шрифтов близки друг к другу, органично дополняют друг друга, но имеют и контраст. Шрифт должен быть уместен. Значит, из всего изобилия старых и новых шрифтов необходимо выбрать те, которые максимально полно и точно будут соответствовать типу издания

9 классификация шрифтов. В основу типографской классификации шрифтов положены два графических признака – засечки и контраст( 6 основных и 1 дополнительную группы).

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.

Поскольку гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях, шрифт, имеющий свои стилевые признаки, отличающие его от других шрифтов, считается самостоятельной гарнитурой и имеет свое название.

Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.

1. Группа рубленых шрифтов.

Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.

Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов: Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов.

Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв: Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов.

Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные: Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов.

Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением: Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса.

7. Дополнительная группа.

Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков (сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв): Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова.

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов).

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха.

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5.

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта).

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами.

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов.

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами).

- нормальные (свыше 60% до 85%),

- узкие (свыше 45% до 60%),

- сверхузкие (не более 45%),

- широкие (свыше 85% до 105%),

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

4. По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

10.Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте.Выделенияв тексте.

Шрифтовые:

1. Повышение (понижение) кегля без изменения гарнитуры.

2. Изменение начертания на полужирное.

3. Изменение написания на курсивное.

4. Смена гарнитуры ( иногда вместе с начертанием).

5. Разрядка – увеличиваются пробелы между буквами (при этом должен увеличиваться и промежуток между словами).

6-7.В компьютерной верстке появились новые приемы: кернинг (корректировка расстояния между отдельными парами литер) и трекинг (автоматическое изменение величины межсимвольного интервала для всех литер внутри заданного отрезка текста).

- Кернинг позволяет уменьшить расстояние внутри отдельных пар литер и тем самым улучшить читаемость текста. Иногда кернинг используется и для увеличения расстояния между литерами. Часто это делается для повышения разборчивости белого текста на черном фоне. Более крупный шрифт, как правило, требует меньшей величины межсимвольных интервалов и пробелов между словами.

- Трекинг дает возможность регулировать общую величину межсимвольного интервала и осуществляется следующими способами: непосредственно как операция над выбранным отрезком текста; как элемент стилевого оформления; как установка по умолчанию (то есть программа будет автоматически осуществлять трекинг на заданную величину, если только верстальщик не укажет иное значение). Увеличение трекинга повышает плотность текста и позволяет разместить на той же площади большее количество слов. Это делает публикацию более темной. И наоборот, уменьшение трекинга осветляет полосу.

8. Набор прописными буквами.

9. Набор капителью (размер капительных букв соответствует строчным, а рисунок – прописным).

Нешрифтовые (композиционные):

1. Втяжка (выделяемые строки набираются на неполный формат, с отступом от левого края). Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов.

2. Увеличенный интерлиньяж (текст на шпонах). Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оптимален интерлиньяж в 120 процентов от кегля шрифта.

3. Постановка боковой линейки.

4. Подчеркивание.

5. Зарамливание.

6. Использование фоновых подложек.

7. Выделение цветом.

8. Использование выворотки (белые буквы на черном, а также на фоне какого-то другого цвета).

Можно сочетать шрифтовые и нешрифтовые выделения, и самое главное – сохранять систему применения выделений.

11.Шрифтовое оформление отдельных элементов текста Лид (врезка, вводка) – несколько предложений, которые как бы вводят читателя в публикацию, сразу выражают главную идею или, напротив, интригуют – суть определяется автором. Этот особый текстовый блок следует по-особому оформлять, используя шрифтовые и нешрифтовые выделения.

Постскриптум – его оформление может быть аналогичным оформлению лида.

Выносы в тексте стали активно использоваться с внедрением компьютерной технологии. Это два-три предложения, выражающие какую-то мысль, способную наиболее заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации. В большом тексте может быть несколько выносов.

Оформление авторской подписи:

1 строка – инициал и фамилия;

2 строка – указание на должность; указание на звание помещают в первой строке, слева от фамилии.

Авторскую подпись, как правило, выключают вправо. Необходимо сохранять единообразное оформление. Фамилию набирают полужирным прямым прописным петитом, боргесом или корпусом; звание – строчным полужирным или светлым шрифтом того же кегля. В конце подписи ставится точка. Фамилию автора можно переносить в начало текста, подчеркнуть линейками. Групповую подпись можно располагать столбцом, каждую выключая вправо, или же подряд, избегая переноса фамилий.

Иногда применяются рисованные (клишированные) авторские подписи, а также факсимиле. В последнем случае желательно набрать фамилию автора еще и обычным шрифтом.

Территориальную ссылку набирают светлым строчным или прописным прямым петитом, помещают отдельной строкой ниже авторской подписи и выключают влево.

Подписи к иллюстрациям обычно набирают шрифтом полужирного начертания меньшего, чем основной текст, шрифта. Иногда применяют курсив. Один из современных приемов – расположение фамилии автора снимка сбоку фотографии, вертикально, мелким кеглем.

Эпиграф. Формат набора – не меньше формата набора основного текста и не превышающий две трети его. Шрифт должен отличаться, кегль – на 1 ступень меньше.

Инициал (буквица, «фонарик») – прописная литера 16-24 п. Высота – 2-3 строки. Продолжение слова набирается прописным. Цифры обычно не оформляются инициалами – лучше их набрать словами. Если в начале текста идут имя и фамилия, то затем все необходимо набрать прописными буквами.

Варианты размещения буквицы: верх очка буквицы держит линию с верхом прописных букв, которыми набрано слово; буквица возвышается над первой строкой абзаца; буквица набрана с абзацным отступом; буквица набрана без абзацного отступа; под буквицей нет дополнительного белого пространства; под буквицей есть дополнительное белое пространство (буквица «парит» в воздухе) – по высоте нескольких строк или всего абзаца.

Набор стихотворений. Приемы оформления: начальные строки всех строф набираются без абзацного отступа; между словные пробелы должны быть равны или близки к ширине знака (изменение пробелов допускается для размещения строки в заданном формате); если строки стихотворения должны быть набраны с разными втяжками (отступами), один отступ от другого должен отличаться не менее чем на величину пробела; в стихотворениях, набираемых со ступенчатой выключкой («лесенкой»), первые строки размещают по одной вертикали, на которой окончился текст предыдущей строки в группе (при малых форматах колонки – меньше 3 кв. – допускается перекрытие строк внутри группы на одинаковую величину (кегельную, цицеро) по всему стихотворению). Не следует делать переносов – лучше переносить целые слова, выключаемые отдельной строкой вправо.

Разделительные средства.

В дизайне периодического издания всегда решается двуединая задача – разделение и объединение частей формы. Реализуется она, в частности, в помощью вертикальных и горизонтальных линий и образуемых из них рамок. Линии различаются по рисунку, толщине и цветовой насыщенности. Компьютерные программы позволяют создавать собственные линейки различного стиля и кегля.

Линейки – наборные печатающие элементы, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.

Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, рантовая, ассюре, пунктирная, шатированная, фигурная.

Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Использование вспомогательных графических элементов – не самоцель; основными свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.

Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее , красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. То есть украшения еще и руководят вниманием читателя.

Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный элемент. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между элементами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).

Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и так далее – то есть все элементы, относящиеся друг к другу. Расстояние, отделяющее не связанные между собой элементы, рекомендуется сделать в два раза больше. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.

Вообще белое пространство – один из самых выразительных приемов в оформлении. Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.

Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.

Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.

Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п. Интерлиньяж для всего основного текста номера должен быть неизменным.

Реглеты – от 6 до 12 п.

Бабашки – 48х48, 48х24, 48х36. Для заполнения крупных пробелов.

Марзаны – кегль 24, 36 и 48 п., длина – от 2 до 12 квадратов.

13.постоянные элементы газеты. К начальным – постоянным – конструкционным элементам газет и журналов, служащих каркасом формы любого издания относятся формат и объем( как размерные основы его конструкции), заглавная (или титульная) часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и др.

Заглавная (титульная) часть – средство ориентации, «образ», фирменный знак и торговая марка издания. Уже по ней мы можем судить о темах, идеях, проблематике, наконец, о типе газеты или журнала. Графическая индивидуальность названия определяется специфическим рисунком шрифта. Возникают предварительные ассоциации (например, логотип «Российской газеты» стилизован под титульный шрифт кирилловского печатного полуустава старопечатных книг, что указывает на особую ее «российскость»).

Логотип включает в себя название газеты, обозначение типа издания, постоянный призыв (лозунг), указание, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания газеты, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии). В идеале именно логотип определяет всю графическую модель газеты, и прежде всего комплект шрифтов – и заголовочных, и текстовых. Логотип при необходимости повторяется в колонтитуле, в адресном блоке на последней полосе, на фирменных документах редакции.

Тип издания – это сообщение о том, какая именно газета: общественно-политическая, молодежная областная, вечерняя ежедневная и т.д.

Постоянный призыв обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка 10-12 п. Должен быть контрастным по отношению к названию. Постоянный призыв нередко подчеркивают прямой тонкой линией.

Указание, чьим органом является газета, набирают в 1-2 строки строчным или прописным петитом или корпусом, чаще всего прямого полужирного начертания.

Календарные сведения дают либо строкой, либо «календариком»

Внутренними титулами являются названия тематических разделов (блоков, секций и т.д.) – они могут объединять несколько подразделов, самостоятельных тематических полос (это как бы «газеты в газете»). Внешне повторяют основной титул издания.

Чем более полное представление об издании дается в титульной части, тем лучше: периодичность, вид издания, функциональное назначение и тематика, читательская аудитория и регион распространения, политическая ориентация. Часто в титульный комплекс вводятся цитаты или образные выражения, выступающие как девиз издания. Весьма популярна графическая символика. Применяются уточняющие характеристики («русское издание», «приложение», «выходит по средам», «цена договорная» и др.). Газеты, имеющие свои страницы в Internet, указывают соответствующий адрес.

Колонтитул, колонцифра, дата выхода, номер выпуска входят в указатель принадлежности страницы данному изданию, но для удобства весь комплекс этих элементов называют колонтитулом. Он не просто служебная деталь, а акцентированная составляющая газетно-журнальной графики (увеличенный размер, сложная композиция, графические, цветовые, тоновые эффекты и др.). Каждая страница должна оформляться колонтитулом. Его составляющие: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул может размещаться вверху или внизу полосы, может быть разверстан на всю ширину полосы или занимать место в углу полосы. Колонтитул может объединяться с суперрубрикой.

Страницы состоят из текстовых колонок. Их может быть в номере 2, 4, 6,

8, 12, 16, 24, 32, 64, 128.

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры.

14. виды заголовков. Важнейшая функция заголовка – руководство вниманием читателей. Яркий заголовок повышает эффективность восприятия материала. Заголовок должен быть литературно грамотным, отредактированным, нештампованным. Должно быть единство заголовка и текста. Краткость, афористичность – качества хорошего заголовка.

Заголовочный комплекс включает в себя и основной заголовок, и рубрику, и подзаголовок, и лид.

В современном заголовочном комплексе можно представить все информационные свойства публикации: предмет разговора; авторские и редакционные оценки; время и место действия; жанр; авторство; адресность публикации. В заголовочном комплексе очень важно варьировать начертания и написания шрифтов. При таком подходе можно буквально все виды заголовков набирать одной гарнитурой.

Виды заголовков:

1. Основной заголовок – дает представление о стоящем под ним материале.

2. Подзаголовок – чаще всего тематический (поясняет, уточняет, развивает, интригует)

а) служебный подзаголовок указывает на характер, направление газетного выступления, на его литературную форму или источник информации (Репортаж с берегов Дона; От нашего корреспондента …);

б) внутренний подзаголовок относится к отдельному разделу объемного материала.

3. Рубрика (надзаголовок) – указывает на отдел или раздел газеты ( Панорама новостей; По районам области…); может характеризовать направление или жанр материала (Под острым углом; Реплика; Свидетель – пресса; Очерк; Фельетон…).

4. «Шапка» – заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.

а) лозунговая – обращается к читателю,

б) обобщающая – выражает основную мысль подборки,

в) информационная – сообщает о каком-либо событии.

Заголовок «ленточка» разверстывается на всю ширину полосы.

Правила размещения и деления заголовков на строки:

правильно дели заголовки на строки (союзы «и», «а», «но» и др., частицы «не» и «ни», предлоги «за», «из», «под», «в», «к» и т.д. нельзя отрывать от слов, к которым они непосредственно относятся);

правильно размести заголовок относительно текста (симметрично, асимметрично, над текстом, сверху между колонками текста, сбоку от текста, внутри текста).

Нельзя разрезать заголовком текст. В материалах, заверстанных наверху газетной полосы, не рекомендуется перемещать заголовок в середину, т.к. в этом случае статья как бы обезглавливается. Есть, правда, выход: можно зарамить материал и начинать его с инициала.

Важно смоделировать подачу всех видов заголовков в газете, в конкретных тематических страницах, в спецвыпусках.

Приемов оформления заголовков много: в рамке, с оборкой, с «воздухом», выключка влево, выключка вправо, акцентирование отдельных участков заголовков (больший кегль, использование прописных букв, серой подложки, линейки).

Несколько правил оформления заголовков:

1. Остановите выбор на едином шрифте для заголовков материалов, связанных с новостями.

2. Если вы хотите, то выберите другой шрифт для заголовков статей других разделов газеты.

3. Не используйте эти шрифты для рекламы.

4. Выберите нужный интервал между буквами и применяйте его последовательно и единообразно с определенным шрифтом.

5. Используйте прописные и строчные буквы в заголовках.

6. Определите требования к вашему заголовку (шрифты, стиль, интервал между буквами) в вашем руководстве по дизайну газеты.

Есть два правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовочный комплекс относится именно к этому материалу; между заголовочными элементами должна быть достаточно четкая субординация.

При оформлении заголовочного комплекса важно умело использовать белое пространство («воздух»).

15. виды иллюстраций. В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии (средства информации, документального свидетельства), которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам. Это средство художественно-технического оформления газет и журналов.

Фотографии: заставка-символ (символико-пиктографическая функция), иллюстрация (иллюстрационная функция), самостоятельный фотоснимок (информационная функция), фото в объявлениях (рекламная функция).

Принципы иллюстрирования:

ориентация на конкретную аудиторию;

принцип организованности и целостности;

принцип жанрового разнообразия;

оптимальность изобразительного материала;

выразительность фотопубликаций;

единство

Иллюстрация (от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. 12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации.

Различаются фотографические и нефотографические иллюстрации.

Фотоиллюстрация – это:

1. Средство акцентирования внимания читателя.

Снимок нередко играет роль зрительного центра полосы. В композиционном плане фотография как бы замыкает на себя остальные публикации и является исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии (фотоблока) определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют «мельницей»).

2. Средство ориентации.

Заставочная фотография (фотомонтаж, коллаж) сразу подскажет читателю тему публикации. Заставки-символы могут выступать и в качестве постоянной, разовой рубрики.

3. Средство художественного оформления газетных страниц.

Текст и фотографии могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.

Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст («текстовка») лишь дополняет или поясняет фотоизображение.

Оформителю следует задумываться о правильном расположении снимка на полосе. Нельзя, чтобы герои фотографий смотрели «из полосы». Надо учитывать, чтобы конфигурация фотографий в своих пропорциях приближалась к пропорциям «золотого сечения». Важно, чтобы фотографии и фотоблоки способствовали созданию уравновешенной композиции полосы.

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: в обтравку, под углом, с наложением на другую фотографию, конфигурация – многоугольник, круг…, с наложением на снимок текста.В газете используются различные рисунки – репортажные, портретные, шаржи, карикатуры. Если в редакции работает хороший художник, то рисунки следует обязательно применять, ведь они первыми (!) привлекают внимание читателя.Информационная графика (инфографика) – это всевозможные карты, таблицы, диаграммы (линейные, столбиковые и ленточные, круговые, фигурные – определяют количественное или временное соотношение между сопоставляемыми явлениями и процессами, их динамику и т.п.), схемы, чертежи, картограммы, картосхемы (на картограмме наглядно дается графическая характеристика одного или группы явлений в различных частях охватываемого картой района; картосхема показывает протекание какого-нибудь события или процесса на определенной территории). Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию. К тому же она – дополнительное средство для интересного графического решения полосы. Инфографику не нужно перегружать лишними деталями. Это должен быть законченный информационный материал с заголовком или подписью, ссылкой на источник информации. Суть же информации должна быть выражена графически четко и понятно.

Рекомендации для создания инфографики:

1. Доминирующим элементом должна быть информативность, а не художественность.

2. В информационной графике должен содержаться весь необходимый материал для того, чтобы ее можно было понять без сопровождения статьи.

3. Инфографика публикуется, во-первых, под определенным заголовком и, во-вторых, содержит источник информации, который может быть напечатан очень мелким шрифтом внизу.

4. Инфографика не должна быть той мыслью, которая пришла в голову слишком поздно.

16.Вёрстка.

Вёрстка – макет-е,графич.план;монтаж печатн.формы

Виды:

1)по конфигурац(прямая и ломаная)

2)по направл-ти(вертик,горизонт,смешанн)

3)по располож.матер-лов относит.центра(симметр и ассимметр)

Самая современная:смеш.,прям,асимм.

Приемы макетирования.

1.Планово-композиционный. Разверстываются как обознач. В плане.

2. Традиционный.В чердаке или подвале более крупный, который по диагонали уравновешивается другой крупной публикацией(мельница)

3. «Гвоздевой».Ударная публикация в зрительном центре, вокруг мелкие заметки.

Подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества. Старейшая форма подачи материалов, которая облегчает восприятие; позволяет глубже разработать тему.Способы объединения материалов в подборку:

поставить рубрику;

отбить подборку линейками или заключить ее в рамку;

поставить иллюстрации;

единообразно оформить заголовки,

единообразно оформить текст.

Выбранный комплекс из перечисленных средств закрепляется за данной подборкой и повторяется из номера в номер. Сильными средствами выделения являются закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день недели.

17.Виды оформения тематических страниц, «газет в газете».

Элементы планирования полосы.Подборка — объединение нескольких ма­териалов на основе какого-либо общего их качества. Старейшая форма подачи материалов, которая облетает систематизацию материалов, а значит, и воспри­ятие; позволяет глубже разработать тему.

Тематическая страница — это тематическая подборка размером с полосу. Здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте но-меров) имеет время их появления в определенный день недели. Большую роль играют «шапки» и рубрики, иногда иллюстрации. Тематические страницы могут выделяться по оформлению в номере газеты, но в целом стиль газеты должен сохраняться.

Тематическая стра­ница ориентирована на более узкую, иногда специализированную (например, профессиональную) аудиторию — страницы для детей, юношества, молодежи, студенчества, женщин, любителей театра, защитников природы и т.п. Темати­ческая страница, выходящая с определенной периодичностью, рассматривает ряд широких проблем или какую-то актуальную проблему, важную для целе­вой аудитории.

Иногда тематические страницы занимают две смежные полосы газеты — газетный разворот, применяется и такая фор­ма, как страница-плакат, об­менные страницы. Стал совершенно обычной практикой выпуск сменных страниц, когда основная газета «расшивает» тираж так, чтобы в определенный регион поступи­ло основное издание с отдельной (-ыми) страницей (-ами), рассчитанной (-ыми) и подготовленной (-ыми) специально для читателей данного региона.

«Газета в газете» — также возрожденная в наши дни форма выпуска, име­ющего отдельное название, систему рубрик, специфический дизайн. Это мини-газета со своими целями и задачами, направленная на часть аудитории основ­ной газеты.

Особый элемент планирования полосы — крупные материалы. Им требу­ется акцентированное оформление, и дизайнеры применяют широкую колонку, подбирают интересные иллюстрации, используют максимальное количество элементов заголовочного комплекса, фоновые подложки, разделительные сред­ства...

Нередко крупные материалы заверстываются газетным «подвалом» (объем­ный текст разверстывается либо на все колонки, либо на большую часть коло­нок полосы) пли газетным «чердаком» (перевернутый «подвал»). Меньшие по размеру, но важные по теме или проблеме материалы могут подаваться «ок­ном» (материал заверстывается в углу или на центральных колонках) — чита­тель обращает внимание на эти участки полосы.

Свое место в периодических изданиях сегодня занимают рекламные под­борки, рекламные тексты как таковые. Но прежде чем остановиться на особен­ностях оформления газетно-журнальной рекламы, следует представить виды коммерческих текстов, с которыми приходится работать дизайнерам, макетчи­кам, верстальщикам.

Рекламные послания в газете или журнале по сути представлены двумя видами: прямая реклама и реклама усложненных форм (имиджевая или т.н. «косвенная»).

Прямую рекламу нередко еще называют модульной или рекламой в рамках. а под рубричной понимаются прежде всего объявления частных лиц. Но и модульные объявления нередко объединяются под той или иной рубрикой, и краткие объявления (без рамок или в рамках) от организаций, предприятий подаются под рубриками без заголовков, иллюстраций и т.п. В свою очередь, краткие объявления могут подаваться и оплачиваться по модулям.

Реклама усложненных форм — это реклама в жанрах, заимствованных у журналистики (интервью, репортаж, статья и др.). Она может размещаться как на основе модулей, так и по особым расценкам, оговоренным в прайсах. Если определение «имиджевая» еще можно принять, то определение этой рекламы как «косвенной» некорректно. Рекламные статьи или рекламные интервью должны помечаться тем или иным маркером (чаще всего — «На правах рекла­мы»), и рекламодатель рассчитывает на прямой рекламный эффект. Косвен­ный же рекламный эффект возникает (или не возникает) после прочтения обычного журналистского (не оплаченного!) материала или пресс-релиза, так­же опубликованного на бесплатной основе.

Возможности и того и другого видов рекламы велики сами по себе, их толь­ко следует знать и использовать, решая конкретную рекламную задачу.

Рассмотрим структуру газетно-журнального модульного объявления, ко­торое, кстати, может быть оформлено и без рамки. Вот его составляющие: то­варный знак (логотип), заголовок или заголовочный комплекс, слоган, информа­ционный блок, иллюстрации, купон, графические средства. Товарный знак, как правило, размещается справа вверху.

Заголовочный комплекс может включать в себя рубрику, основной заголовок, подзаголовок.

Слоган в объявлении является либо самостоятельным элементом фирмен­ного стиля (располагается над или рядом с товарным знаком, а при повторе — 2-4 раза — компонуется с другими элементами рекламного объявления по все­му его полю), либо элементом заголовочного комплекса. При этом слоган мо­жет и замещать основной заголовок (подзаголовок).

Информационный блок призван выполнять ряд задач, поставленных рек­ламодателем (представлять ассортимент Т/У, выделяться среди конкурентов, побуждать потребителей к действию и др.), поэтому он так же, как и все рек­ламное послание, достаточно жестко структурирован: лид («врезка», «вводка», «корзинка»), основной текст, «вынос в тексте» (так выделяются коммерчес­кое предложение, скидки и льготы и др.), подписи и комментарии, реквизиты (адрес и связь, подписи и др.). «Врезка» может быть развернутым подзаголов­ком или началом текста.

В качестве иллюстраций выступают и имиджевые фотографии, и фотопор­треты, и снимки, на которых изображены заказчики, посредники, продавцы, клиенты, сами товары, здания, интерьеры и др., и рисунки , и их комбинации, и инфографика (схемы, карты, таблицы, диаграммы и др.). Иллюстрации сопро­вождаются подписями или комментариями, относящимися к отдельным час­тям фотографий или рисунков.

Купон подается как неразрывная часть рекламного послания, но при этом может составляться и оформляться как «вынос, в тексте» или как самостоятель­ное рекламное объявление.

К графическим элементам рекламного объявления отнесем титульные и текстовые шрифты, линейки,рамки, украшения (маркеры), цвета, фоны, иллю­страции как графические элементы (товарные знаки, логотипы, фотографии, рисунки, коллажи). Все или часть из перечисленных графических элементов могут быть фирменными.

Мы представили максимально возможное количество элементов реклам­ного послания. В зависимости от рекламной задачи копирайтеры и дизайнеры останавливаются на тех или иных элементах, объединяя их в особую компози­цию. Композиция может рассматриваться как элемент внутренней или внеш­ней формы...

Текстовый шрифт в рекламе заведомо крупнее, чем при наборе редакцион­ного материала, — 10-12 п. Чем крупнее размер объявления, тем крупнее кегль: если рекламодатель оплатил площадь в У2 полосы или даже целую полосу, а при этом основного текста не так много, то дизайнер, естественно, обратится к титульным шрифтам 16-20 кеглей.

Здесь чаще применяется полужирное начертание шрифта, и вообще, шриф­товые и композиционные выделения применяются более активно. Особое значение в дизайне рекламы играет «воздух» — равноправный эле­мент оформления. Во-первых, текст, данный «с воздухом», воспринимается как более значимый. Во-вторых, такое объявление нередко первым бросается в глаза, поскольку остальное большинство, как правило, характеризуется актив­ным оформлением (рамки, линейки, иллюстрации, шрифтовые и композици­онные акценты, маркеры и др.).

Линейки, украшения самых разных видов привычны в рекламе. Но по­скольку эти разделительные средства несут с собой стилистические приметы определенного времени, необходимо особенно тщательно продумывать систе­му их применения.

Серьезный рекламодатель имеет фирменный стиль и либо заказывает оформление нового объявления в соответствии с параметрами своего ФС, либо предоставляет редакции готовый оригинал-макет (файл верстки) объявления. Рекламные разделы выглядят действительно эклектично, но рамка рекламно­го послания становится своего рода границей, которую во время восприятия содержания коммерческого обращения читатель как бы не переступает. Эта «условная договоренность» между субъектами и объектом рекламной деятель­ности реально существует.

Каждое объявление самоценно, и каждое оценивается с точки зрения содер­жания и формы отдельно. Рекламораспространитель (в нашем случае СМИ) может в принципе посоветовать улучшить вербальную и визуальную состав­ляющие объявления, но в целом за его смысл и внешний вид отвечает заказ­чик. Хотя общее оформление рекламного раздела (компоновка и качество печа­ти), конечно же, — зона ответственности группы выпуска конкретной редакции.

Тематическая страница – это тематическая подборка размером с полосу. Здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте номеров) имеет время их появления в определенный день недели. Большую роль играют «шапки» и рубрики, иногда иллюстрации. Как одно из главных средств выделения часто используется унификация гарнитур заголовочных шрифтов. Тематические страницы могут выделяться по оформлению в номере газеты, но в целом стиль газеты должен сохраняться.

Страница-плакат – тематическая страница, особым образом оформленная, с таким расчетом, что ее можно вывешивать отдельно как любой плакат.

Обменная страница – тематические страницы, которые одновременно готовят две дружественные, родственные редакции с целью расширения своих читательских аудиторий.

«Газета в газете» - выпуск, имеющий свое название, мини-газета со своими целями, рубриками, направленная на часть аудитории основной газеты.

Сменная страница – основная газета «расшивает» тираж так, чтобы в определенный регион поступило основное издание с отдельной (-ыми) страницей (-ами), рассчитанной (-ыми) и подготовленной (-ыми) специально для читателей этого региона.


8244746955489601.html
8244813689979800.html

8244746955489601.html
8244813689979800.html
    PR.RU™