Характеристика основных производственно-технологических функций

Основа производственно-технологической функции руково-дителя-оперативное управление. Это — последовательность и управленческих циклов, связанных с организацией производ­ства. Масштаб этих циклов зависит от уровня руководства. При понижении уровня руководства производственно-технологи­ческая функция из общеорганизационной превращается в не­посредственно производственную.

Оперативное управление имеет ряд аспектов, что говорит о его сложности. Это — подфункции общей функции оператив­ного управления: нормирование, координация, регулирование, диспетчеризация, материально-техническое и сырьевое обес­печение, а также более специализированные функции разна­рядки работ, контроля сроков их выполнения и пр.


Достаточно часто функция материально-технического и сырьевого обеспечения подавляет все иные оперативные функ­ции. Гипертрофия этой функции является симптомом неблаго­получия экономической ситуации и положения организации. Она вызывает негативные социальные и психологические по­следствия, возможен произвол руководителя в распределении ограниченных ресурсов.

В теории управления характеристика системы производ­ственных функций в настоящее время является самостоятель­ным направлением — это производственный менеджмент (синтез стратегического и оперативного управления производ­ством, организационного функционирования). К данной груп­пе относятся еще две функции, вскрывающие дополнительные особенности деятельности руководителя, в том числе и психо­логические. Это — инновационная и маркетинговая функции.

Инновационная функция. Ее суть заключается в следующем выражении: «Обновляться или умирать». Понятие «иннова­ция» и содержание соответствующей функции комплексны, со­стоят из множества аспектов. Помимо внедрения новых, пере­довых технологий, это и реорганизация структуры производст­ва, выход на новые рынки сырья и продукции; смена идеологии управления, политики организаций, их имиджа. Эта задача, стратегическая по значимости, основной своей тяжестью ло­жится на руководителя. Спектр данной проблематики включа­ет в себя и ряд аспектов, связанных с психологическим содер­жанием управленческой деятельности (особое направление теории управления — инновационный менеджмент). Это — общая структура инновационного процесса как аспект содержа­ния деятельности руководителя; психологические барьеры нов­шествам; проблема личностных черт инноваторов — руково­дителей; факторы, способствующие инновациям.

Инновационный процесс состоит из трех этапов:

1. Выявление потребности организации в нововведении и определение его типа. Основывается он на аналитической ра-


боте по мониторингу текущего состояния системы и прогнозу перспектив изменения ее внешней среды.

2. Убеждение членов организации в необходимости ново­
введения. Эта работа необходима, так как именно со стороны
членов организации возникают основные барьеры инновациям.
Результаты нововведений будут тем эффективнее, чем больше
у них будет сторонников.

3. Поиск и выбор конкретного нововведения соответствую­
щего типа; формирование позитивных установок у исполните­
лей в отношении него; принятие руководством решения о его
«запуске»; внедрение; использование получаемого инноваци­
онного эффекта.

Люди могут сопротивляться организационным нововведе­ниям по экономическим, личностным и социально-психологи­ческим причинам.

Суть инновационных барьеров — это негативная реакция человека на нововведения как на посягательство на его психо­логический комфорт и самостоятельность. Основной психоло­гический механизм этого —реактивное сопротивление лично­сти на внешние воздействия, особенно — на принудительные.

Особенности личности руководителей и стандарты их инно­вационного поведения — следующий важный психологический аспект данной проблемы. Личностные особенности руководи­телей-инноваторов: предприимчивость и честолюбие; убеж­денность в том, что успех на рынке рождает конкуренция; стремление к повышению качества продукции; предоставле­ние свободы творческой инициативе сотрудников и поддержка энтузиастов, внедряющих нововведения в жизнь; предвидение рыночных колебаний и готовность в связи с этим к переменам внутри организации.

Основа такой поведенческой установки —мотивация нова­тора: желание быть первым, чувствовать себя победителем. Формирование этой установки обозначается понятием обеспе­чения инновационных процессов.


Маркетинговая функция (от англ. market — рынок) — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.

Широта спектра задач маркетинга требует создания для их решения специализированных подразделений в структуре ор­ганизаций. Управление маркетингом осуществляется по сле­дующим основным направлениям.

1. Маркетинг пронизывает и частично определяет все иные
управленческие функции, начиная с целеполагания. Остальные
функции направлены на обеспечение эффективности деятель­
ности организации и качества ее продукции. Именно качест­
во — решающий маркетинговый фактор. Успешному марке­
тингу содействует функция инновации.

2. При осуществлении данной функции основная задача ру­
ководителя состоит в создании специализированных подразде­
лений и координации их деятельности.

3. Успех маркетинга определяется общим имиджем органи­
зации, создание и популяризация которого также являются
предметом усилий руководителя.

4. «Клиентурное поведение» — специфическая маркетинго­
вая установка персонала, ориентированная на запросы клиента.

В связи с психологической проблематикой маркетинга в на­стоящее время интенсивно развивается психология рекламы (специальная отрасль психологии).

Глава 14

ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ


8023778381433958.html
8023850138754570.html

8023778381433958.html
8023850138754570.html
    PR.RU™